История каракалпакского народа, его самобытное искусство, классическая литература, обычаи и традиции неразрывно связаны с некогда богатейшей и процветавшей цивилизацией, расположенной на землях Хорезмского оазиса, окруженного пустынями Каракум, Кызылкумы и необозримыми просторами Арало-Каспия.
Археологические находки подтверждают: огромное влияние на культуру каракалпаков оказали тюркские племена — массагеты, апасиаки, сарматы, аланы и другие, которые на протяжении долгого времени кочевали по территории Центральной Азии. К IX веку, эволюционируя в тесном контакте с оседлой культурой древнего Хорезма, здесь начинают развиваться земледелие и ремесла.
Между тем кочевой быт не только сохранял в неизменном виде уклад жизни и деятельности, но и отложил отпечаток на формы прикладного искусства. А ремесла строились вокруг традиционного вида жилища — юрты. При этом использовались самые доступные материалы: шерсть, дерево, кость, кожа.
Своего апогея прикладное искусство каракалпакского народа достигло в конце XIX века. Дошедшие до нас уникальные экспонаты свидетельствуют о высоком уровне художественных ремесел и вышивки, ювелирного искусства, кошмоваляния, изготовления музыкальных инструментов и не только. В начале XX века наступил сложный этап и в жизни усто. Мастерам приходилось отказываться от любимого дела. Так, с изменением быта к 50-м годам XX века наблюдалось угасание многих видов ремесел. Спустя несколько десятилетий вместе со старыми мастерами стали уходить в небытие и секреты их творчества. Не могла не дать о себе знать и экологическая проблема Арала. Пропала востребованность в тех же юртах, ряде изделий, связанных с народным бытом.
Тем не менее народ сумел пронести сквозь годы секреты их создания, а также сохранить часть шедевров. Сегодня они хранятся в Каракалпакском государственном музее искусств имени И. В. Савицкого и Государственном музее истории и культуры Республики Каракалпакстан.
Все благодаря тому, что с первых лет обретения Узбекистаном независимости, в состав которого как суверенная республика вошел Каракалпакстан, вопросы возрождения исторического, культурного и духовного наследия, изучения корней и традиций, восстановления утерянных национальных ценностей стали приоритетными направлениями государственной политики. В этом стране помог целый ряд небезучастных, преданных своему делу экспертов разных сфер.
Например, художник и дизайнер Гульнара Ембергенова стала пионером в деле возрождения ремесел в Каракалпакстане. В центре экологического бедствия — Муйнаке — она организовала предприятие по восстановлению художественной вышивки «Золотое наследие Арала», проявив себя не только поклонницей народной культуры, но и прекрасным менеджером и предпринимателем. Производство, которое действует и по сей день, помогло трудоустроиться многим жительницам региона.
Не один год занимается пропагандой народных традиций талантливый менеджер и организатор предприятия по пошиву одежды, признанный эксперт по народному ремеслу Айзада Нурумбетова. В поисках старых образцов сутки напролет изучала архивные материалы, экспонаты. Многое сделала, чтобы вывести каракалпакский костюм на большой подиум, показать миру уникальную национальную вышивку.
Ведет значимую работу в данном направлении и оказывает поддержку подобным инициативам Каракалпакское отделение Академии художеств Узбекистана. В его здании расположены выставочный зал, библиотека, фонд произведений художников и Центр развития ремесел, созданный при поддержке ЮНЕСКО. Последний направлен на возрождение, сохранение, популяризацию и развитие традиционных ремесел. Стал весомым вкладом в возрождение духовных ценностей, подарил возможность организации рабочих мест и предприятий, дальнейшего продвижения высококачественных изделий на рынке. Здесь работают молодые мастерицы по разным направлениям: ковроткачеству, вышивке, убранству юрты. А также ведущими ремесленниками создаются учебные программы.
Нельзя не упомянуть еще одно направление. Благодаря народу, который не мыслит себя без музыкально-поэтического творчества, изготовление музыкальных инструментов — одна из наиболее хорошо сохранившихся ветвей ремесленничества Каракалпакстана. Ведь духовная культура народа держится на мощнейшем столпе — исполнительском творчестве. Все крупные события народной истории, ее трагические и счастливые страницы художественно переосмысливались народными поэтами жирау и баксы (в Узбекистане — бахши) в устной музыкально-поэтической форме — героических эпосах.
Интересно и то, что не только устное творчество основывается на сюжетах и мотивах эпосов каракалпакского народа. Орнаменты в вышивке и ковроткачестве также своими истоками связаны с этим наследием.
В старину в дни народных гуляний, приуроченных к празднованию Навруза, было принято собираться на открытой местности вокруг возвышающегося холма, на вершину которого юноши поднимали девушек, восседающих на специально подготовленной и украшенной арбе. На эти праздники женщины непременно приходили в традиционных нарядах — вышитых платьях, тюбетейках, ювелирных украшениях.
Вчерашние невесты и девушки на выданье облачались в ритуальный свадебный костюм, состоящий из головного убора в виде шлема, выполненного из серебра со вставками из бирюзы и кораллов, под него надевался другой головной убор — конусообразный, высотой около 70 сантиметров (саукеле).
Любопытным предметом является и кимешек. Это непременный ритуальный атрибут одежды каракалпачек (входивший в комплект их приданого), который покрывал голову, плечи и верхнюю часть туловища так, что открытым оставалось только лицо. Разложенный на плоскости, по форме он напоминает сидящую птицу с раскрытыми крыльями. Существует версия, что в таких накидках с нагрудниками ходили еще древние согдийки, о чем свидетельствуют найденные археологами статуэтки. Кимешек вышивался девушкой перед свадьбой в родительском доме на протяжении восьми — десяти лет, а надевался впервые перед входом в юрту жениха. Хранить его было принято всю жизнь.
Каракалпакские умелицы владели разными техническими приемами вышивки. В зависимости от ее типа подбирались и определенные швы, орнаментальные образы и узоры, испокон веков игравшие роль оберегов. Вершина мастерства каракалпакских вышивальщиц — узор «кольчуга», требующий тончайшей работы. Ряды орнаментальных полос из ромбовидных фигур на груди напоминают доспехи. Отсюда и пошло название.
Это лишь малая часть уникального культурного наследия Каракалпакстана. И если окинуть взглядом мировой социокультурный ландшафт, становится очевидным: оно отразилось на формах и направлениях современного изобразительного искусства всего региона, которое часто обращалось к народным традициям. Связано это и с деятельностью Игоря Витальевича Савицкого. В свое время он задумывал открыть музей, который бы служил в том числе школой изобразительного искусства для каракалпакских художников-самоучек.
Если рассматривать развитие национальной культуры в контексте формирования всей нашей цивилизации, то, с одной стороны, каракалпакское искусство — удивительный экзотический островок, с другой — неотъемлемая часть культурного ареала, который мы называем творчеством Узбекистана. В этом и состоит особенность культуры нашей страны, где переплелось наследие самостоятельных, самоценных и богатых региональных культур: эллинистической и буддийской, согдийской, иранской и древнекитайской, а также древнего Хорезма.
Ярчайшие сегменты каракалпакской культуры лишь подтверждают тезис: «Национальная культура Узбекистана обладает самобытностью и неповторимостью, а питающие ее отдельные потоки определяют цельную картину ее развития». В этом и есть залог того, что, несмотря на глобализационные процессы, такая культура не только сохранит своеобразие, но и будет продолжать развиваться.
Ирина Богословская.
Искусствовед, эксперт по традиционному искусству Центральной Азии.