В Ташкенте прошла лекция узбекистанского историка-краеведа Бориса Голендера «Туркестанский модерн», организованная Галереей изобразительного искусства Узбекистана.
Главной темой обсуждения стали архитектурные объекты, построенные в новом Ташкенте с конца XIX и начала XX веков.
Дизайн этих зданий сейчас принято называть «Туркестанским модерном». Историк рассказал об их уникальности, схожей планировке Ташкента и двух столиц России, а также о возможности сохранить оставшиеся на сегодняшний день объекты.
Сам по себе модерн в архитектуре представляет собой соединение веяний из разных эпох, стран, благодаря чему архитекторы получали асимметричные строения, которые были непонятны современникам, но в то же время гармоничны, — считает узбекистанский историк-краевед Борис Голендер.
Похожие черты можно наблюдать и в «Туркестанском модерне». По мнению историка, он представляет собой архитектурный стиль, в котором проектировали и отстраивали здания российские архитекторы, приехавшие в Туркестан в конце XIX и начале XX веков. Яркими примерами объектов в данном стиле, которые сегодня видел каждый узбекистанец, являются здания Вестминстерского университета, посольства Франции и Министерства внешней торговли.
По мнению Бориса Анатольевича, первое, что бросается в глаза в объектах туркестанского модерна, — это особый цвет кирпича – буро-желтый. Кирпич изготавливали по особой технологии производства на российских заводах, которые стали строить в Туркестане.
Таким образом, получали уникальный по окрасу кирпич. Он не требовал штукатурки и был вечен, если подобрать правильный связующий состав. А вместо штукатурки и украшений для стен зданий использовали фигурную выкладку.
План строительства нового Ташкента предполагал в себе симбиоз двух столиц — Санкт-Петербурга и Москвы. Так, начальную территорию города проектировали по типу Санкт-Петербурга в виде пятиугольной крепости. Улицы располагались по примеру Васильевского и Заячьего островов, а центр города был спроектирован по плану Москвы. Таким образом центральные улицы вокруг сквера до сих пор сохранили уникальную планировку.
Возле сквера во все стороны отходят улицы – радиусы по 16 метров в ширину. И сегодня россияне, приезжающие в Ташкент, с удивлением отмечают, какие в Ташкенте широкие улицы, — говорит Голендер.
В процессе совершенствования и расцвета туркестанского модерна произошел обмен опытом и знаниями с российскими архитекторами, которые не только привнесли многое в Туркестан, но и переняли знания у местных специалистов.
Борис Голендер отмечает, что на сегодняшний день объектов «Туркестанского модернизма» остается все меньше. По мнению историка, строить здания в данном стиле уже не получится. Одна из основных причин – прекращение производства кирпича.
Sputnik