(6 мая 2016) Музыкальная общественность Узбекистана отмечает 100 — летие со дня рождения гениального композитора, блестящего наставника, верного друга и потрясающе солнечного, жизнерадостного человека, имя которому Сулейман Юдаков.
Его творчество – это, пожалуй, неисчерпаемая страница узбекского музыковедения, которое хранит в себе так много ценностей, что и сегодня поставить точку в их раскрытии еще сложно. Он вошел в историю как один из самых ярких представителей музыкального искусства Узбекистана XX столетия. А созданные Юдаковым произведения получили широкую известность и признание не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами. Произведения композитора исполнялись в России и Эстонии, в Болгарии и Туркменистане, в Египте и Аргентине, во Франции и Польше. А один из факторов такой популярности – это живительный источник узбекского национального фольклора, который стал для Юдакова «родником музыкальных мыслей».
Судя по воспоминаниям современников композитора, Юдаков был одиноким и очень ранимым человеком, но, пожалуй, вряд ли кто-либо из композиторов Узбекистана может сравниться с ним в искусстве воплощения в музыке именно светлого, оптимистического мироощущения, передачи атмосферы праздника и торжества. Тому свидетельствуют многочисленные его произведения, в частности, комическая опера «Проделки Майсары», комический балет «Проделки Насреддина», которые к тому же являются пока единственными жанровыми формами музыкального театра Узбекистана.
Классик узбекской музыки, Сулейман Юдаков писал национальную, и в то же время интернациональную музыку. О распространении его произведений в мировом масштабе говорит и тот факт, что его немеркнущая опера «Майсара» имеет богатую сценическую жизнь: она была поставлена на сценах восьми театров и переведена на семь языков мира. А его комический балет «Проделки Насреддина», премьера которого прошла в Ташкенте спустя 30 лет после его создания, фрагментарно облетел многие страны и ждет своего триумфа в ближайшем будущем.
Помимо блестящих знаний и использования в своем творчестве узбекского музыкального фольклора, в музыке Юдакова тесно переплетаются черты иранской, азербайджанской, и особенно таджикской музыки. В своих песнях и романсах композитор нередко опирается на слова таджикских поэтов и на таджикскую интонационную основу. Интересным преломлением традиций узбекской и таджикской вокальной лирики является известный романс «Басандаст», который переводится как «Зачем заносишь меч?». Композитору выпала честь стать и автором Гимна Таджикистана, который исполняется и сегодня.
Из оркестровых сочинений С.Юдакова, не перечисляя названия и достоинства других, следует отметить два шедевра: «Фестивальную увертюру» и «Хорезмское праздничное шествие», которые являются непременными номерами многих концертных программ как в Узбекистане, так и за его пределами. Вот что пишет по поводу первого шедевра замечательный дирижер Юрий Силантьев, исполнивший его в Москве: «Мне очень приятно было дирижировать «Фестивальной увертюрой». На мой взгляд, это великолепное произведение».
Другое выдающееся оркестровое произведение С.Юдакова «Хорезмское праздничное шествие» — очень яркое и богатое колористическими красками сочинение. На сегодняшний день оно прочно вошло в репертуар молодого, талантливого дирижера, главного руководителя Национального симфонического оркестра Узбекистана, Азиза Шохакимова, который исполняет и пропагандирует музыку Юдакова и за пределами нашей республики. Дирижер щедро делится своими мыслями и впечатлениями об этом произведении: «Хорезмское праздничное шествие» – одно из любимых моих произведений. Я много раз исполнял его в России, и каждый раз публика встречала его благодарными аплодисментами. Задумано мною исполнение «Хорезмского праздничного шествия» и в Монте-Карло, в Монако. Мне запомнился случай, когда спустя несколько лет после исполнения этого опуса в России, я встретил гобоиста из Молодежного оркестра Поволжья, с которым мы играли это произведение, и тот, в качестве приветствия, исполнил наизусть свое соло из него. Это оставило во мне самые теплые воспоминания».
Кроме того, в феврале 2016 года в концертном зале «Туркистон» в Ташкенте прошел концерт с участием великолепного скрипача Сергея Крылова и дирижера Азиза Шохакимова, где, помимо скрипичного концерта Чайковского прозвучало и «Хорезмское праздничное шествие» С.Юдакова. Это говорит о том, что творчество великого классика узбекской музыки любимо и живо.
К 100-летнему юбилею Сулеймана Юдакова приурочены конференция и концерт, которые при содействии членов Союза композиторов, состоятся 14 апреля в Государственной консерватории Узбекистана, чтобы отдать дань великому гению узбекского народа.
Источник: http://nuz.uz