(20 сентября 2015) Картины ташкентского художника Мухтархана Исанова сияют. Им свойственна своя особая, «гранатовая» палитра — так как тема граната, как плода жизни, пронизывает все его холсты.
Гранат во всех его проявлениях на Востоке — символ жизни, плодородия, своеобразная модель мироздания.
Данная тема, развитая многочисленными мастерами кисти и пера, начиная с Александра Волкова и его «Гранатовой чайханы»; воспетая поэтами — достаточно вспомнить знаменитое «И царственный карлик — гранатовый куст…» Анны Ахматовой — получила свое отражение в картинах Исанова.
«Гранатовые зернышки похожи на отдельные индивидуумы – на нас с вами, живущих в круглом плоде, совсем как на нашей круглой планете Земля », — говорит мастер.
В недавно открывшемся в Ташкенте ресторане «Мarmaris Gourmet» картины художника на темно-синих стенах с кружевным орнаментом органично вписываются в интерьер. В «Мармарисе» много неожиданных уголков, с мягким освещением от фонариков из разноцветного стекла, сделанных под старину; с террасами, увитыми виноградом.
Гранатовый прозрачный сок на холсте совершенно реален – тут же рядом находится наполовину выжатый, но не потерявший красоты плод; он — в узоре орнаментов, в триптихе на библейский сюжет «Распятый гранат»…
А также неизменные героини полотен – это царицы с божественным абрисом, гордой осанкой, в золотом сиянии — Шехерезады в старинных согдийских колпаках.
«Шехерезада
Идет из сада…
Так вот ты какой, Восток!»
Девушка в виде бабочки из кокона шелкопряда : вся в серебристо-сером, грациозная, со сложенными крыльями за спиной – богиня Нефертити наших дней, готовая к ослепительному полету юной жизни (картина«Шелковое крыло бабочки» посвящена дочери Мухтархана Исанова ).
Восточная царевна, прячущая свое лицо за изогнувшейся спиной гепарда («Царица»).
Прекрасная в своей надменности, усмиряющая гепарда, натянувшего до отказа поводок; как символ неусмиряемой гордости («Натянутый поводок)».
Из более поздних работ мастера — «Невеста из Долины», на которой молодая девушка несет на голове в новый дом целый бережно сохраняемый ею мир: корзину, наполненную спелыми гранатами. Неизменный детеныш гепарда на ее руках — это символ будущего материнства хранительницы очага, на которой держится Вселенная.
И наконец, юная красавица, обернувшаяся тканями из бабушкиного сундука («Бабушкин сундук») – в этом и молодое озорство, и рог изобилия, и одновременно — взгляд, обращенный в Вечность!
Символика картин Мухтархана Исанова раскрывается только подготовленному зрителю, словно старинная восточная шкатулка с секретным замком.
По его словам, современный человек обязательно должен пройти через собственное воспитание чувств.
«Иногда я провоцирую зрителя, хочу, чтобы взглянув на мои работы, он хоть на минуту остановился в круговерти современной жизни на высоких скоростях. И если он задумался, решил добраться до сути увиденного – значит, я добился своей цели!
В этом состоит смысл творчества любого художника.
Ведь художник всегда и везде находится один на один с бесконечностью», — говорит Мухтархан Исанов. В саду с фонтанами, лужайками и резными беседками ресторана «Мarmaris Gourmet» Мухтархан Исанов ответил на несколько вопросов:
-Каким было первое в вашей жизни художественное произведение?
— Я очень хорошо его помню! .. (Улыбается) Это была композиция из глины, которую я вылепил в детском саду, когда мне было пять лет. Она была навеяна стихотворением Некрасова «Дед Мазай и зайцы» и представляла собой фигурки собственно дедушки Мазая ( каким я себе его представлял), и нескольких зайцев. Уже тогда, совсем маленьким, я получил огромную радость от созданного мною произведения. Наверное, с этой радостью я до сих пор иду по жизни!
-Кто был вашим первым учителем?
-Это был замечательный педагог и художник Иван Яковлевич Соколов, преподаватель училища имени Бенькова. Он был первым, кто преподавал нам, совсем юным, основы мастерства, композиции. Я был в группе самым младшим, старался изо всех сил, чтобы быть наравне с моими товарищами, которые были на несколько лет старше меня. Затем я окончил отделение станковой живописи Ташкентского государственного театрально-художественного института, где моим преподавателем был Рахим Ахмедов.Его я вспоминаю с самыми теплыми чувствами, как настоящего Мастера. Благодаря моим учителям я считаю, что состоялся как творческая личность, как художник.
-Если это возможно, опишите сам момент творчества? Что вас вдохновляет больше всего?
-Это невозможно описать словами. Меня вдохновляет все – прекрасный мотив (вот он звучит сейчас…), природа, общение с интересным собеседником. Возникает какая-то поющая в сердце струна. Я затем должен « уйти в себя», осмыслить все в одиночестве. На один день общения у меня уходит примерно двадцать дней для осмысливания, придания формы. Вот такая арифметика!… А вообще, быть художником – это страшный труд. Ведь работаешь в одиночестве, подолгу, огромное количество часов проводишь с холстом…Но радость от сделанного – окупает все! Забываешь все тяготы, муки творчества, я бы сказал.
-Как будет называться ваша новая картина?
-Я предпочитаю не говорить до завершения работы над ней. Такой у меня принцип! Может быть, только кто-то из моей семьи, родных может ее пока видеть.
-Ваши пожелания молодым начинающим художникам?
-Делать на совесть свою работу. Учиться всегда, постоянно…Даже самые-самые таланты, «самородки», нуждаются в постоянной огранке. Бывая во многих странах мира, рассказывая о себе, я повторяю эти простые на первый взгляд истины. Мои картины находятся в галереях и частных коллекциях Голландии, Германии, США, Китае. Очень рад, что они выставлялись в Узбекистане на многих выставках. Рад, что они так хорошо смотрятся здесь, в новом ресторане европейской и османской кухни “Marmaris Gourmet”. Здесь работали очень хорошие дизайнеры, вся атмосфера навеяна мотивами старинных восточных фресок и легенд.
Источник: http://www.anons.uz/