(19 октября 2020) Заслуженный деятель искусств Узбекистана, Народный артист Каракалпакстана, артист, педагог, художественный руководитель, первый ректор Ташкентской Государственной Высшей Школы Национального Танца и Хореографии (ТГВШНТиХ) Коркмас Сагатович.
Является непререкаемым авторитетом в танцевальном искусстве Узбекистана. Целеустремленный и требовательный, строгий, но справедливый, пунктуальный и энергичный, за эти и многие другие качества его любят ученики, ценят и уважают коллеги.
Детские годы Мастера, похожи на биографию сотен мальчишек и девчонок военного времени. Коркмас Сагатович родился Ташкенте, в простой семье. В тяжелое после военное время по ряду обстоятельств в 1946 году мама отдает 8-летнего сына в детский дом № 3.
В 1950 году в летную зону отдыха, где находились воспитанники разных детских домов приезжает директор балетной школы Михаил Артемиевич Харатов, художественный руководитель Зинаида Николаевна Афанасьева, и педагог Евгений Петрович Новиков.
Комиссия из большого числа мальчиков отобрала всего шесть человек для обучения в балетной школе, в их числе: И. Юсупов, Р. Садыков, В. Насыров, Х. Зайнутдинов (Фаязов) и К. Сагатов, которые внесли вклад в развитие хореографического искусства Узбекистана.
В 1953 году Коркмаса Сагатова перевели в специализированный детский дом № 20 для одаренных детей. где директором был Михаил Соломонович Оринберг.
В этом детском доме воспитанников не только готовили к взрослой жизни, но и способствовали формированию их личности.
В балетной школе первое время юный ученик не понимал, чему его обучают, автоматически повторяя за педагогом движения, не имея представления для чего это нужно. Но благодаря педагогам и руководителям школы: М. А. Харатову, З. Н. Афанасьевой, А. С. Городецкому, Е. П. Новикову, Л. А. Зассу, М.Я. Левину, П. С. Шварцу, которые относились к ученикам внимательно, с любовью и пониманием, грамотно доносили азы и мастерство профессии, привили воспитанникам любовь к балету на всю жизнь.
Вот, так случайно Коркмас Сагатович попал в балетную школу, и сам не заметил, как влюбился в это искусство на всю свою жизнь.
Творческая биография начинающего танцовщика началась в театре оперы и балета г. Саратова, куда он поехал по рекомендации педагога Е. П. Новикова. За 3 месяца К. С. Сагатов быстро входит в репертуар и гастролирует с Саратовским театром в Москве и Ярославле.
В сентябре 1956 года он возвращается на родину, где его принимают в балетную труппу театра оперы и балета им. А. Навои. У Коркмаса Сагатовича свое амплуа гротескового танцовщика — шут в «Лебедином озере», Нурали в «Бахчисарайском фонтане», учитель фехтования в «Дон Жуане» и многие другие роли.
К работе над новым образом молодой артист подходил очень внимательно, в мельчайших подробностях вживаясь в каждую роль, вкладывая в работу душу. Эти хоть и не главные роли оставляли глубокое впечатление у зрителей.
В 1958 году Зинаида Николаевна Афанасьева приглашает Сагатова К.С. в школу преподавать. Понимая, что педагогическая деятельность не так проста, Коркмас Сагатович в 1962-1964гг. едет в «Московское академическое хореографическое училище» (МАХУ) на курсы повышения квалификации педагогов. Его наставником был Глеб Михайлович Евдокимов, стажировался у Мариса Лиепы. Когда Марис Лиепа уехал на гастроли Сагатов три месяца вел его класс. Он ходил смотреть и занимался на уроках Алексея Николаевича Ермолаева, Глеба Михайловича Евдокимова, Игоря Петровича Волокина — это лучшие педагоги Московского хореографического училища. Смотрел уроки Асафа Михайловича Мессерера, Бориса Яковлевича Брегвадзе, Николая Ивановича Тарасова. В Ленинграде, вместе со своей партнёршей Риммой Курмаевой им посчастливилось заниматься с М.Н. Барышниковым в классе у Александра Ивановича Пушкина.
Окончив с отличием курсы, Сагатов получил удостоверение, которое даёт право преподавать хореографию во всех учреждениях мира.
70-80-е гг. для К.С. Сагатова были очень насыщенными – он является художественным руководителем балетной труппы ГАБТа им. А. Навои. За эти годы он пригласил из Ленинграда Тахира и Найму Балтачеевых — они перенесли каноническую постановку Мариуса Петитпа «Лебединое озеро», балетмейстера Херардо Виана Гомес де Фонсеа — балет «Испанские миниатюры», Наталью Дмитриевну Касаткину и Владимира Юдича Василева — «Сотворение мира», эти спектакли произвели фурор, театр был на подъеме.
Являясь художественным руководителем балетной школы К. С. Сагатов два года подряд вывозит учеников на фестиваль «Белые ночи» в Ленинград, где хореографическое училище Узбекистана занимает первые места, первый год это шесть «Рas de deux», второй год балет «Шопениана».
По приглашению из Турции в 1981 году первым из Узбекистана выезжает за границу в качестве педагога. Помогает открыть в Измире балетную труппу, ведущие артисты, ученики Сагатова К. С., вошли в её основной состав. За вклад в развитие балета является почетным гражданином и награжден ключами от города Измир.
З. Ф. — На Ваш взгляд, что сегодня не хватает балету?
К. С.— Знаете, в чем была сила школы в наше время? У нас было много предметов, которые помогали понять и полноценно проникнуть в профессию. Помимо специализированных дисциплин мы изучали: мастерство актера, историю балета, историю театра, историю музыки, музыкальную литературу, изобразительное искусство — эти все предметы повышали общую культуру, танцевать с пустой головой нельзя балет это в первую очередь искусство!
К примеру, Ибрагим Юсупович Юсупов — прекрасный ведущий танцор, имея большую базу, всесторонне развитый, знающий эпоху, имея сценический опыт поехал в ГИТИС, где учился на балетмейстера, вернулся, и долгие годы творил и возглавлял балетную труппу театра оперы и балета им. А. Навои. Его балеты и сегодня идут на сцене нашего театра, к примеру, «Томирис». А сейчас, к сожалению, у нас нет такого балетмейстера, который бы мог поставить национальный балет.
Меня очень волнует малая заинтересованность в профессии «артист балета». Я был недавно в Санкт-Петербурге, там открыли Академию танца Бориса Эйфмана, подали 5500 заявлений, принимают только 90 учеников, а вся школа рассчитана на 228 человек.
Мы, таким количеством желающих похвастать не можем. А балет — это красота, рост, пропорции, балетные данные — есть особые критерии отбора. А если нет набора, то и в будущем нет достойных артистов балета.
З.Ф.- Как Вы относитесь к современным постановкам и различного рода инновациям. которые внедряются в современных постановках, и к тому, что классический балет теряет значимость и популярность?
К. С.- Классический балет никогда не умрет так же, как Чайковский, Петипа, и многие имена балетмейстеров, композиторов, художников создавшие великие классические произведения искусства.
В тоже время я не против чего-то нового, всегда нужно искать и пробовать новые формы балета, пробовать новую пластику и музыку, я видел много современных направлений, это все временное, проходящее, а классическая хореография на всегда останется фундаментом для любого балета.
З.Ф.- Насколько важен концертмейстер в балетном классе?
К. С. — Безусловно музыка является важной составляющей в процессе обучения. Молодым концертмейстерам необходимо помочь, объяснить специфику. Очень важен контакт педагога и концертмейстера.
З. Ф. – Как Вам работается в семейном тандеме?
К. С – Мне очень повезло потому что мой концертмейстер — моя жена, Лидия Федоровна уже долгие годы помогает мне в классе. Я вообще не представляю, как работать без нее, моя жена-это моя половинка, которая меня вдохновляет, которая живет, для меня и я не представляю жизни без нее, она моя муза. Она самый дорогой человек в моей жизни.
З. Ф. — Каким достижениям вы гордитесь?
К. С. — За годы моей педагогической карьеры 28 учеников получили различные государственные награды. Их достижения и моя победа, я вкладывал и вкладываю в своих учеников частичку себя. Я горжусь моими учениками.
З. Ф. — Как вы проводите свободное время?
К. С. — Я люблю смотреть канал Культура и Mezzo и всегда нахожусь в курсе культурной жизни России и Европы, у меня много видео балетов которые я пересматриваю, люблю читать книги по искусству и музыке, мне очень было интересно прочитать историю жизни П. И. Чайковского. Я поражаюсь его таланту, человек, богом одаренный, для меня остается вершиной балетного искусства, все что он писал — все гениально.
З. Ф. — С кем из известных личностей Вы хотели бы встретиться и о чем поговорить?
К. С. — Я очень бы хотел поговорить со многими людьми, с талантливыми и умными деятелями искусств, балета и музыки в частности. К примеру — Николай Цискаридзе, Борис Эйфман, Петр Ильич Чайковский, Джузеппе Верди и многие другие. Мне бы было интересно обсудить различные вопросы, касающиеся балета.
Недавно познакомился с одним художником и поразился как он рассказывал о природе, о мелочах, которые мы видим каждый день, но не замечаем их, как он рассказывал о маленьком ауле и их жителях, о том, как там красиво и сколько там прекрасных цветов. Мне было приятно с ним разговаривать и описанные им пейзажи были чудесны как будто читаешь роман.
Вызывают уважение его заслуги и неутомимое желание передать все накопленные знания следующим поколениям, а среди его учеников: Народный артист Узбекистана И. Т. Кистанов, Заслуженные артисты Узбекистана А. А. Геворгян, В. С. Егай, З. П. Нуримбетов, Х. Бозоров, О. Тошпулатов, Э. О. Кохоров и многие другие.
Особой гордостью Коркмаса Сагатовича являются его ученики -Владимир Муравлев — Заслуженный артист России, лауреат двух международных конкурсов и Данила Корсунцев — Заслуженный артист России, лауреат двух международных конкурсов, ведущий артист Мариинского театра.
Человек с необычайной судьбой сумевший пройти нелегкий жизненный путь, продолжает преподавать, находится в постоянном творческом поиске. Коркмас Сагатович является примером стойкости, силы духа и необычайной любви к искусству в целом и балета в частности.