(8 февраля 2016) День рождения славного сына узбекского народа Алишера Навои — 9 февраля. Эта дата ежегодно широко отмечается во всех городах и регионах Узбекистана. В Ташкенте в этот день почитатели поэта соберутся у подножья величественного памятника Алишеру Навои, что находится на территории Нац.парка Узбекистана, носящего его имя, чтобы отдать дань уважения великому предку.
Одним из великих людей, оказавших сильное воздействие на формирование духовности народа, был Алишер Навои. Если назвать этого великого человека святым, то он – самый святой среди святых, если назвать мыслителем, то лучший среди них, если назвать поэтом, то он – султан среди поэтов.
Ислам Каримов, Президент Республики Узбекистан
Биография этого талантливейшего поэта и выдающегося мыслителя издавна привлекала внимание многих историков-востоковедов и литературоведов. Ее исследованию посвящены целые труды, даже созданы школы навоиведения. Но актуальность изучения данной темы с течением времени не уменьшается, поскольку каждое произведение Навои заслуживает томов анализа. Его поэтика чрезвычайно интересна и разнообразна по приемам, а взгляды – необычайно прогрессивны.
Родившись в 1441 году в Герате, одном из главных культурных центров Востока того времени, и с детства впитав в себя красоту и изысканность литературного языка фарси, Алишер очень рано осознал свою миссию – стать родоначальником узбекской литературы. Обучаясь в школе, он увлекался чтением стихов, особенно восхищаясь строками «Гулистана» и «Бустана» Саади, а также поэмой Фаридуддина Аттара «Разговор птиц».
Среди школьных товарищей Навои был будущий правитель Хорасана Хусейн Байкара, который в 1469 году пришел к власти. Годы его правления стали временем расцвета узбекской литературы. Немало способствовал этому сам Султан, который был поэтом, автором интересных газелей. С этого времени начинается новый этап в жизни Навои. Он активно участвует в политической жизни страны. В том же году правитель Хорасана назначает Навои на должность хранителя печати государства (мухрдар), а в 1472 году — везирем. Находясь в этой должности, он оказывает большую помощь культурной и научной интеллигенции страны.
В Герате и других городах поэтом на свои сбережения было воздвигнуто свыше ста объектов, в том числе медресе, мечети, бани, мосты, ханаки, больницы, базары, обустроены многие улицы. Великий поэт и мудрый государственный деятель был органично связан с народом, жил только его мечтами и заботами. В частности, большую часть собственных средств он направлял на благотворительные цели.
В 1487-1489 годах Алишер Навои занимает должность главы города Астрабад, после чего возвращается в Герат. С этого времени начинается новая эпоха в жизни поэта, он больше занимается творчеством. Основная часть его произведений была создана именно в этот период.
В 1483-1485 годы Навои написал свое величайшее произведение — «Хамса» («Пятерица»), состоящее из пяти поэм — «Хайрат ул-абрар» («Смятение праведных»), «Фархад ва Ширин» («Фархад и Ширин»), «Лайли ва Мажнун», «Сабъаи сайяр» («Семь планет») и «Садди Искандари» («Стена Искандара»). Они были созданы на основе традиции хамсаписания — создания пятерицы (пять поэм). «Хамса» Навои стало первым произведением в данном жанре, созданное на тюркском языке. Он доказал, что и на тюркском языке можно создать такое объемное произведение.
Навои пробует силы почти во всех распространенных жанрах литературы Востока и показывает, что имеет свой голос, стиль. Алишер Навои через свою поэзию возвел узбекскую литературу на новый, высокий пьедестал. В 1498 году он составил сборник всех своих стихов под названием «Хазаин ал-маони» («Сокровищница мыслей»). Все стихи из данного сборника имеют объем в более чем 50 000 строк.
Бесценными научными произведениями Навои считаются трактаты «Мухакамат-уль-Лугатайн» и «Мизан аль-Авзан», в которых он изучает стихосложение, языкознание, а затем на основе своих исследований убедительно обосновывает преимущества и богатство тюркского языка. Навои создал и научные труды. К их числу можно отнести произведения по литературоведению — «Маджалис ал-нафаис» («Собрание утонченных»), по теории аруза — «Мезан ал-авзан» («Весы размеров»), по теории жанра муамма — «Муфрадат». Кроме этого, он написал трактаты на историческую тематику «Тарихи мулуки Аджам» («История иранских царей») и «Тарихи анбия ва хукама» («История пророков и мудрецов»). Самым последним произведением Навои является «Махбуб ал-кулуб», в котором выражены его взгляды на общественно-политическую тематику.
Таким образом, Алишер Навои был первым выдающимся поэтом, открывшим миру красочный, необычайно образный мир узбекского языка, его богатство и изящность. Этот мир был запечатлен в немалом наследии поэта и мыслителя – почти 30 поэтических сборниках, крупных поэмах, прозе, научных трактатах.
Творчество Алишера Навои и по сегодняшний день вызывает интерес во всем мире, о чем свидетельствуют переводы произведений великого поэта на английский, французский, немецкий и многие другие языки. Поклонников литературы привлекают глубокая философия его творчества, богатые метафоры, разнообразие поэтических образов. Иными словами, секрет немеркнущей славы произведений Навои заключается именно в их высоком художественном уровне.
За годы независимости в Узбекистане уделяется особое внимание подробному исследованию творчества поэта, изданию его трудов. По инициативе Главы Узбекистана 1991 год был объявлен годом Алишера Навои. Издано полное собрание сочинений поэта в двадцати томах. За минувший период в стране и за рубежом были воздвигнуты многочисленные величественные памятники нашему предку. Проведено большое количество международных конференций, посвященных творчеству Алишера Навои как в республике, так и таких государствах, как Франция, Бельгия, Япония, Россия, США, Германия, Казахстан и многие другие.
Источник: http://www.trend.az/