(21 мая 2021) Национальный павильон Узбекистана «Махалля: урбанистическая и провинциальная жизнь» открылся на 17-й Венецианской архитектурной биеннале. Масштабное мероприятие пройдет с 22 мая по 21 ноября.
Махалли — название части города в некоторых странах с преимущественно мусульманским населением. Обычно махалля — размером с квартал, жители которого в некоторых странах осуществляют местное самоуправление.
В открытии павильона приняли участие вице-премьер РУз, председатель оргкомитета Национального павильона республики Азиз Абдухакимов, исполнительный директор Фонда развития культуры и искусства и комиссар выставочного проекта Гаянэ Умерова, зампредседателя Совета Фонда развития культуры и искусства Саида Мирзиёева, а также участники проектных работ.
Тема нынешней биеннале — «Как мы будем жить вместе?». Махалля в Узбекистане исторически являлась влиятельным культурным центром и эффективным органом самоуправления, отмечала ранее Саида Мирзиёева. Посетители выставки благодаря современным технологиям смогут познакомиться с ее организационной структурой, культурой и традициями.
Гаянэ Умерова, в свою очередь, заявляла: «На мой взгляд, махалля транслирует весьма важные аспекты, которые могут быть интересны международному сообществу, в том числе научному, и речь не только об архитектурной особенности. Махалля — это целая социальная структура с наследственной основой, и этот феномен непременно необходимо сохранить».
Для Узбекистана это дебютный проект на Венецианской биеннале. Над его созданием работали иностранцы и отечественные мастера, в том числе начинающие художники и архитекторы, усилиями которых был создан стильный фэнзин «Махалля». Он будет доступен посетителям павильона.
Кураторы проекта Узбекистана — Эмануэль Крист и Кристоф Гантенбейн, профессора архитектуры и дизайна Высшей технической школы в Цюрихе и партнеры-основатели архитектурного бюро Christ & Gantenbein. Они посетили самые крупные махалли Ташкента, Бухары и Хивы и провели 3D-сканирование ряда жилых домов и сооружений.
Художник и звукорежиссер проекта — Карлос Касас, фотограф и художник — Бас Принсен. Касас создал для проекта новый саундскейп (в перевод с английского — «звуковой пейзаж»), «придающий дополнительное субъективное звучание беспристрастным академическим исследованиям», отмечается в публикации на странице павильона в Instagram. Принсен провел съемки улиц и архитектурных строений.
«Один из методов исследования заключался в том, что мы сопоставили кадастровые карты десяти махаллей 2010 года и современные фотографии, полученные с дронов, чтобы посмотреть, как город изменился за последние десять лет. <…> городское пространство трансформируется, здания постоянно перестраиваются, расширяются, изменяются. Махалля — живая структура как с социальной точки зрения, так и с архитектурной», — отмечали авторы проекта.