(21 марта 2020) В связи с эпидемиологической обстановкой, в столице Татарстана широкое празднование Науруза сегодня отменено. Тем не менее, в день большого праздника, руководство Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана поздравляет все тюркские и иранские народы, проживающие в Республике, и вместе мы вспоминаем историю Науруза, основные обряды и традиционные блюда.
Жители Азербайджана, Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана, стран Ближнего Востока, Албании, Македонии, Афганистана, Таджикистана, Индии, Туркменистана, Турции, Ирана, с недавнего времени и Грузии, отдельных регионов России сегодня встречают Науруз.
По астрономическому солнечному календарю Науруз, как официальное начало нового года, считается государственным праздником во множестве стран. Началом года Науруз является также по календарю бахаи. Несмотря на то, что точные даты празднования в разных странах расходятся, в большинстве случаев он отмечается именно 21 марта или накануне вечером.
В Республике Татарстан традиция празднования Науруза возродилась в 1990-х годах с возникновением национальных общественных объединений — выходцев из стран Азии и Кавказа. С каждым годом всё больше людей самых разных национальностей и конфессий участвуют в празднованиях, воплощая в жизнь главную идею мира и согласия народов.
Своими корнями традиция отмечать день весеннего обновления природы уходит еще в дописьменную эпоху развития человечества. Зародившись в Хорасане более 3000 лет назад, почти одновременно с возникновением земледелия, праздник распространился по всем сопредельным странам. Официальный статус этот день приобрел в Ахеменидской империи и считался религиозным праздником зороастризма. Первые упоминания о празднике относится к VI – IV векам до нашей эры. Зороастрийцы считали, что люди каждую весну должны отмечать появление жизни на земле.
Науруз продолжает повсеместно отмечаться и после арабских завоеваний, вплоть до настоящего времени. В современную эпоху он отмечается в дни, на которые приходится весеннее равноденствие. Следует отметить, что на территории Ближнего Востока Науруз празднуется только представителями тех народов, которые проживали там до прихода арабов, распространения ислама и возникновения Арабского халифата. Соответственно, Науруз, например, не празднуется арабами.
Во многих странах Евразии Науруз – это празднование Нового года, которое символизирует начало нового сельскохозяйственного года и наступление следующего периода в солнечном календаре у иранских и тюркских народов.
Интересно, что в переводе с фарси его название звучит как «новый день», но вот произношение и написание этого слова различается в зависимости от географии праздника: Новруз, Навруз, Наурыз, Ноуруз, Нооруз и Науруз.
Продолжительность праздника тоже бывает разной, например, в древние времена Науруз было принято отмечать 13 дней, сейчас на празднование дня весеннего равноденствия отводят от трех до двеннадцати дней. Если раньше точную дату его наступления определяли астрологи, сейчас этими вычислениями занимаются астрономы.
Несмотря на то, что традиция празднования Науруза – одна из древнейших на Земле, в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО этот праздник попал сравнительно недавно — в сентябре 2009 года по решению Генеральной Ассамблеи ООН. С 19 февраля февраля 2010 года на 64-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в рамках пункта 49 повестки дня «Культура мира» консенсусом была принята резолюция, озаглавленная «Международный день Науруз». И теперь 21 марта признано «Международным днем Науруза».
Однако было время, когда празднование было под запретом, а именно в советский, когда все религиозные и национальные праздники были запрещены, хотя многие люди не отказывались от традиций, сформировавшихся веками, и втайне его отмечали. Так, к примеру, в Турции с 1925 года по 1991 год официально празднование Науруза было запрещено. В Сирии празднование Науруза запрещено до сих пор.
История праздника
Происхождение праздника связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, что произошло задолго до возникновения ислама, поэтому с религиозными традициями Науруз напрямую не связан. Согласно этому календарю, год начинается 20 или 21 марта, когда ночь и день уравниваются, а весна окончательно вступает в свои права.
В письменных источниках Науруз был известен еще с дозороастрийских времен. Его отмечали в государстве Сасанидов и Ахеменидов еще в VII-III веках до нашей эры.
«Жители Междуречья Сырдарьи и Амударьи собираются в этот день в Храме огня, закрывают свои лавки, прекращают работу, веселятся и угощают друг друга напитками и едой, которых коснулся огонь», — писал об этом празднике древнегреческий историк Страбон. Самый ранний источник, в котором упоминается празднование Науруза, носит название Священная книга зороастризма «Авеста».
Согласно верованиям ее авторов, каждую весну природа побеждает смерть и зарождает жизнь в шести видах – на небе, в воде, на земле, в растениях, в виде животных и людей. А долг человека – посвятить время каждому элементу этой природы.
Как гласит еще одна легенда, в этот день пророк Заратуштра (или Зороастр) был избран богом, чтобы принести людям счастье, а персидский поэт, философ Омар Хайям считал, что Науруз закрепил в истории царь Каюмарс, который догадался, что именно в этот день природа начинает свое ежегодное обновление.
В своей книге «Навруз наме» Омар Хайям писал :«Что касается причины установления Науруза, то она состоит в том, что, как известно, у Солнца имеется два оборота, один из которых таков, что каждые 365 дней и четверть суток оно возвращается в первые минуты созвездия Овна в то же самое время дня, когда оно вышло, и каждый год этот период уменьшается. Когда Джамшид постиг этот день, он назвал его Наурузом и ввел в обычай праздник. Цари и другие люди последовали ему».
Обычаи, обряды, традиции
Обычай разжигать ритуальные костры, зажигать факелы и свечи сохранился до наших дней, так как зороастрийцы поклонялись огню и считали его жизненной силой, вот почему до наступления Науруза проводят символические обряды очищения.
Костры зажигают на улицах городов и сел — по традиции люди должны перепрыгнуть семь раз через один костер или через семь костров по одному разу. Чтобы очиститься от прошлогодних грехов принято в последнюю ночь старого года обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду.
Науруз, как и большинство древних праздников, — это время гаданий, которыми увлекаются особенно девушки на выданье. По старинному обычаю, в этот вечер ботинок они бросают через голову и по направлению его носка определяют — останутся они в родительском доме еще на год или переедут в дом суженого.
Очень много в этот праздник зависит, согласно народным поверьям, от того, кто первым переступит порог дома. Первый гость в новый год должен обладать добрым и тихим характером, чувством юмора, добрым именем и репутацией, но самое главное — иметь «счастливую ногу», то есть приносить в дом удачу.
Современный Науруз перенял многие культовые традиции древнейших времен. Так, в последнюю среду перед Наурузом у взрослых празднующих принято проходить символический обряд очищения – разжигать большой костер и прыгать через его пламя по семь раз. Ночью накануне «Нового года» положено проходить очищение водой, например, обливать друг друга проточной водой или прыгать через небольшие источники.
Детей принято одевать в новую или свежепостиранную одежду, так как считается, что именно детские вещи привлекают больше всего сглаза.
У многих народов, празднующих Науруз, в канун праздника положено тщательно убираться дома, делать мелкий ремонт, выносить мусор и выбрасывать лишние вещи. Неделю перед праздником необходимо посвящать не только телесной, но и духовной чистоте: мириться с соседями и недругами, прощать долги, каяться в совершенных грехах.
Примерно за неделю до праздника представители старшего поколения дома должны высеять на блюдах пшеницу или чечевицу. Когда ростки прорастают до 5 – 7 сантиметров, блюдо ставят на праздничный стол как главное украшение праздника и символ зарождения новой жизни.
На отдельных блюдах за пределы дома выносятся подношения для душ умерших родственников. Таким образом люди просят помощи у высших сил и просят у них покровительства в Новом году.
Блюда Навруза
Символом праздника является пророщенная пшеница или чечевица. Их зелень всегда украшает стол. Кроме этого, готовят специальные блюда, которые символизируют небо, землю, воду, животных, растения и человека.
Традиционные блюда для праздничного дастархана в Науруз бывают разными. Так, в Казахстане готовят питательный злаковый суп Наурыз-коже, который нужно попробовать в семи домах, чтобы заручиться поддержкой природы в будущем году. Готовят его также из семи ингредиентов: воды, соли, муки или лапши, молока или айрана, творожного курта, крупы – ячменя, перловки или пшеницы и, конечно, любимейшего блюда тюркских народов – мяса.
В Азербайджане, Таджикистане и Узбекистане в канун праздника готовят похожее на халву ритуальное блюдо сумалак, которое восстанавливает силы и бодрость, утраченные за зиму. Для его приготовления каждый член семьи приносит горсть проросших зерен пшеницы и закладывает ее в общий котел. Зерна перемалывают, отжимают, смешивают с мукой, хлопковым маслом и орехами в большом котле. На дно кладут промытые камни, которые не позволят сумалаку подгореть и поддержат правильный температурный режим.
Далее необходимо несколько часов помешивать сумалак – в это время человек освобождается от недобрых мыслей и чувствует свою причастность к общему делу. Также во время приготовления этого блюда женское население дома садится около казана, рассказывает друг другу легенды, сказки, поет частушки. Готовый сумалак охлаждают, разливают в пиалы и едят как питательный кисель в день Науруза.
В некоторых странах праздничный стол называют хафт-син, и ставить на него принято семь продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы «син»: это яблоки, дикие маслины, чеснок, проросшее зерно, уксус, семена руты и черные семечки. В Иране приветствуется использование другого набора ритуальных продуктов и предметов – монеты, специи, сумалак, ягоды, зелень, проростки злаковых и чеснок, которые символизируют свет, обилие, непорочность, счастье и плодородие в Новом году.
В Центральной Азии по традиции готовят к праздничному столу и плов, без которого не обходится ни одно застолье. На Кавказе готовят разнообразные блюда из баранины, курицы, яиц и рыбы, которые обильно приправлены различными пряностями и украшены зеленью.
Хозяин гостям, пришедшим на праздник, протягивает блюдо с едва проросшим зерном — его поедание символизирует приобщение к возрождению всего живого.
Дети в праздник ходят по домам и поют песни про Науруз, за это хозяева одаривают их сладостями. На улицах проводятся праздничные мероприятия — выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни, шутки.
Народные гуляния в этот день проходят во многих странах. Так, например, по традиции, в Узбекистане, проводят конные скачки и бои. В Кыргызстане аналогичные традиции — во время гуляний демонстрируется искусство верховой езды.
К другим традициям Науруза относятся цирк в Иране, который называется Банд Бази, а также Буз Каши — спортивное мероприятие в Афганистане, всадники для игры используют обезглавленную тушу козла.
Каждый народ привнес что-то свое в формирование традиций и обычаев этого праздника. Но суть остается одна – люди собираются вместе, общаются. Это всегда возможность увидеться с родными, близкими, оставить в прошлом все негативное и устремиться навстречу новому.
Информационный Центр ДДнТ