(1 февраля 2019) Находившиеся в Самарканде эксперты ЮНЕСКО поделились мнением по вопросу строительных и благоустроительных работ в исторической зоне древнего города с местными специалистами в области архитектуры и строительства.
Они обменялись своим видением концепции будущего генерального плана Самарканда.
По предыдущей статье наши читатели знают, что в течение недели в Самарканде находились эксперты ЮНЕСКО – менеджер по международным связям института урбанизации Франции Эрик Хайбрехт и консультант Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) Кристина Иаманди.
Они на примере Самарканда подробно ознакомили местных специалистов с требованиями ЮНЕСКО по вопросу сохранения культурного наследия при строительных работах, реконструкции исторической зоны. Причем в своих выступлениях они постоянно повторяли, что под культурным наследием подразумеваются не только архитектурные памятники, но и окружающие их сооружения, махалли со своим традиционным жильем, образ жизни проживающих в них людей. Поэтому нуждаются в охране, как материальная культура, так и нематериальная.
Так, Кристина Иаманди отметила, что махалли города и его европейская часть имеют такую же ценность, как историческая зона. Материальная и нематериальная культуры должны быть рассмотрены вместе, не надо их разделять. «Если мы не имеем возможность реставрировать махаллю, но можем управлять изменениями. Изменения происходят во всех сферах. Это мы обязаны признать и дать возможность самим гражданам активно участвовать в данном процессе. Это новый подход, который утвержден ЮНЕСКО в 2011 году. В этом случае люди не будут противниками изменений. Мы должны убедить их, чтобы они за свои средства обновляли свое жилье», – сказала эксперт.
По словам г-жи Иаманди, ЮНЕСКО принял документ, предусматривающий управление городским ландшафтом. В нем город признается живым организмом. Город должен развиваться, историческая часть не должна этому препятствовать. Необходимо подойти комплексно, учитывать при этом культурную, социальную и другие стороны. Все элементы взаимосвязаны и взаимопроникающи. Она еще добавила: «туристы приезжают не только любоваться памятниками. Их интересует также жизнь людей. Так, впечатление от одиноко стоящего памятника будет беднее».
Доцент Самаркандского государственного архитектурно-строительного института (СамГАСИ) Рахим Авазов привел следующий пример: «Во Франции сохранен не только Париж, но и города, расположенные вокруг него. У нас создан только генплан Самарканда. Нет концепции. Вокруг Самарканда имеется 4 тыс памятников. Генплан должен предусмотреть сохранение существующего ландшафта, водоемов, небольших городов».
Этот пример понравился К.Иаманди и она отметила, что в Париже нашли удачный подход к важному вопросу.
Эрик Хайбрехт высказал свое мнение по поводу произошедших в Самарканде изменений за последние годы. Он перечислил те упущения, которые были допущены во время строительства или реконструкции исторической зоны: «Во-первых, в процессе сноса жилых домов был допущен консервативный подход, не принимали во внимание условия жизни населения. Во-вторых, не разработаны нормы и правила сноса в зависимости от специфики каждой махалли. В-третьих, составлена историческая карта дорог, но надо было также произвести археологические раскопки, изучить структуру дорог, выяснить, почему именно на этом месте проложена дорога. В-четвертых, наряду с проведением археологических раскопок, необходимо также изучить жизнь людей, проживающих вблизи от этих дорог. В-пятых, урбанизационный подход должен охватить большие территории, а не только историческую зону города».
У г-на Хайбрехта свое видение проблемы сноса жилых домов и переселения жителей из насиженных мест. Он считает, что если жилой дом ветхий, без канализации, не надо торопиться с его сносом. Может, хозяин дома хочет изменить ситуацию, но его финансовая возможность не позволяет ему это сделать. В таком случае ему должно оказать помощь государство, предоставляя кредиты под минимальный процент. Тогда люди создадут необходимую инфраструктуру, а в дальнейшем сами будут заботиться о благоустройстве своего жилья. «Главное, не надо заставлять людей переселяться. В том случае, когда нельзя по-другому, надо переселять только с согласия жителей» – сказал эксперт ЮНЕСКО.
Профессор СамГАСИ Камол Рахимов подчеркнул, что Азиатский банк развития изучил возможности модернизации инфраструктуры города. Все здания, расположенные в исторической части Самарканда, подлежат инвентаризации. Изучаются возможности оказания помощи населению.
Г-н Хайбрехт одобрил эту инициативу и предложил инвентаризировать весь город, а не только памятники, которые охраняются, как сейчас. «В таком случае можно будет определить, какие здания сохранить, какие сносить. Надо добавить фото. Это будет доказательством, какую историческую ценность имели памятники и сооружения. В Шахрисабзе этого не было сделано», – сказал он.
Бурная дискуссия между экспертами ЮНЕСКО и местными специалистами выявила много точек прикосновения по обсуждаемым проблемам. Стороны решили на этом дискуссию не останавливать . Она показала, что обеим сторонам предстоит совместно обсудить и решить много вопросов. Одна неделя оказалась недостаточным сроком для рассмотрения проблем, которые накопились за долгие годы. Для завершения своей миссии эксперты ЮНЕСКО Эрик Хайбрехт и Кристина Иаманди через две недели вернутся в Самарканд.
По сложившейся традиции в знак уважения гостям были преподнесены подарки.