(13 мая 2016) Этот традиционный головной убор среднеазиатских народов наряду с сохранением общих черт всегда отличался индивидуальным почерком создававших его мастеров.
Рука берет иглу с белой нитью и фиксирует ее на черной ткани. За этим стежком происходит чудо — выпуклые завитки, точки, линии в совершенно фантастическом ритме начинают кружиться в вечном танце. И вот уже готова рукотворная вещь. Тюбетейка, развернутая, как залитый солнцем простор: здесь любая деталь, найденная пристальным взором, стремительно врывается в сознание и замирает. И ты буквально чувствуешь композиционную логичность каждого фрагмента, где на одном только завитке можно изучать законы визуальной композиции. В орнаменте национальной тюбетейки невероятная гармония. На первый взгляд все предельно просто, но именно эта открытость вызывает невообразимый интерес и несказанный восторг. Черный купол оттеняет макушку головы. На нем четыре завитка: миндаль или перец, или крыло птицы… В них чустские мастерицы вкладывают всю свою доброту и душевное тепло.
Экскурс в историю
Этот традиционный головной убор среднеазиатских народов наряду с сохранением общих черт всегда отличался индивидуальным почерком создававших его мастеров. История тюбетейки уходит в глубь веков. Как отмечает кандидат искусствоведческих наук И. Богословская, высокие художественные достоинства тюбетейки и орнаментальные образы вышивок доказывают длительный путь развития этой разновидности народного творчества. Косвенное подтверждение существования головных уборов, напоминающих тюбетейки, еще в глубокой древности можно найти в скульптуре, настенной живописи, терракотовых статуэтках в восточной миниатюре XV-XVI веков.
Тюбетейки Узбекистана подразделяются на несколько групп: ташкентская, ферганская, самаркандская, бухарская, кашкадарьинско-сурхандарьинская, хорезмско-каракалпакская, а также несколько типов: мужские, женские, детские и тюбетейки для стариков. Женщины пожилого возраста тюбетейки уже не носили.
Кульминационным моментом в развитии выделки тюбетейки как разновидности искусства национального костюма стал конец XIX — середина XX веков, когда тюбетейка начинает нести в себе прежде всего художественно-эстетическую функцию. До XX века форма, колорит и орнаментация тюбетейки были специфичны для каждой этнической группы — в каждом районе сложился свой стиль, имелись отдельные орнаментальные мотивы. В это же время под влиянием экономических, социальных и культурных изменений в жизни народов Центральной Азии стиль тюбетеек начал меняться — мастера стали использовать новые ткани, цветные нитки и искусственные красители. В это же время постепенно начинает меняться и форма головного убора. Если изначально он был конусообразным, то начиная с 20-х годов прошлого века форма становится более разнообразной: островерхая, полусферическая, круглая, четырехгранная. Еще в начале прошлого века шили и вышивали тюбетейки исключительно мужчины, однако позже это ремесло перешло в руки женщин.
Сокровищница национального ремесла
Наиболее распространенный в Узбекистане национальный головной убор мужчин — тюбетейки «дуппи», которые шьют в Ферганской долине в местечке Чуст Наманганской области. Чустскую тюбетейку отличает высота — она почти в два раза выше тюбетеек, изготавливаемых в соседнем Андижане. Существенно разнятся вышитые сверху и по бокам узоры. Ремесленницы из Чуста с давних времен создают уникальные головные уборы, делая каждый стежок исключительно вручную под песни и приговорки.
«Вышивка на тюбетейке — это не просто красивое украшение, это доброе напутствие для будущего хозяина», — уверены мастерицы из махалли «Боги-эром» Чустского района. Здесь этому придают колоссальное значение. Например, узоры, вышитые на тюбетейке белой нитью, сулят богатство, берегут от злого глаза, сбивают с пути врагов. Издревле эта земля славилась искусными мастерицами по вышивке «дуппи». И сегодня чустские девушки — выпускницы колледжей — успешно осваивают это ремесло, создавая поистине шедевры национального прикладного искусства.
Все это только доказывает то, что в тюбетейке можно проследить не только сакральные верования древних народов, но также и быт, культуру, традиции современного Узбекистана. Поэтому она стала настолько личной и особенной вещью, что дарят ее только самым близким людям или дорогим гостям. Большое значение чустские мастерицы придают материалу, из которого делают головной убор. Часто при вышивке они используют только шелковые нити. Основание тюбетейки может быть разнообразным — верблюжья шерсть, вельвет, бархат, сатин. Главное — соблюдать технологию и выбрать натуральную и хорошо вентилируемую ткань.
Изготовление «дуппи» — от закройки до прессовки происходит в несколько этапов. Опытные мастерицы собирают вокруг себя юных рукодельниц, каждая из которых выполняет свою часть работы. Одна выкраивает нужные детали, другая вышивает верхний узор, третья тем временем готовит плотную основу, а четвертая уже взялась за пошив цельной тюбетейки из составных частей. На самом последнем этапе подключаются мужчины, которые придают «дуппи» традиционную форму путем прессования.
— Каждая, даже не самая опытная мастерица изготавливает примерно одну тюбетейку в неделю, — рассказывает Фотима Абдуллаева. — Работа кипит полным ходом, девушки должны выполнить крупный заказ. Чустские тюбетейки пользуются большим спросом не только в Ферганской долине, но и по всей стране. Также дважды в неделю «дуппи» выставляют на продажу на местном базаре. Ремесленники в любом случае в плюсе, так как доход от продажи солидный, а изготовление тюбетеек признано видом народного промысла и налогами не облагается.
Смотреть на процесс изготовления национальных тюбетеек — одно удовольствие. Это нечто невероятное, когда из обычного лоскута темной ткани и нескольких катушек белых ниток получается настоящий шедевр прикладного искусства. У чустских мастериц работа всегда спорится. А все потому, что они часто собираются вместе и работают над новыми моделями тюбетеек. С хорошим настроением, весело общаясь друг с другом, девушки быстро постигают секреты мастерства.
Вот заканчивает вышивку узора Икбола Умарова. За последние несколько лет девушка набралась достаточного опыта и сноровки, а теперь поддерживает начинающих рукодельниц.
— Изготовлением тюбетеек занимаюсь с восьмого класса, — говорит Икбола. — Из разряда хобби это ремесло переросло уже в серьезную работу, которая приносит неплохой доход. В этом ремесле нахожу успокоение, радость и искреннюю гордость за народное искусство нашей Родины. А самое главное, сделаю все, чтобы мои дети переняли искусство вышивки «дуппи» и продолжили развивать национальные традиции нашего народа.
Все основные черты чустских тюбетеек и их разновидности «тус дуппи» найдены и обработаны многими поколениями мастериц. В орнаменте чустской тюбетейки встречаются мелкие изящные элементы в виде кружочков, капелек, веточек, образующих в соединении с основным узором «бодом» (миндаль) тонкое кружевное обрамление. В изгибах «калампир» (перец) выделяются вышитые изображения головы барана, круглой розетки с перекрестием «колеса жизни». Красота формы, ее графичность, пропорциональность мотивов «бодом» и «калампир», соотнесенных по цветовому решению с фоном, позволяют отнести чустские тюбетейки к классическим произведениям этого прикладного искусства. Каждая мастерица Чуста знает наизусть орнаментальные мотивы тюбетеек, но при этом она всячески обогащает свои узоры, фантазирует, придумывает нечто свое: в результате получается шедевр, который пользуется большим спросом как на местном рынке, так и у иностранных туристов.
Символ чести
«Ум, честь и совесть мужчины заключается в его тюбетейке», — гласит народная мудрость. Неудивительно, что прогуливаясь по восточному базару любого города Ферганской долины, можно наблюдать, что почти каждый мужчина носит на голове тюбетейку, вышитую мастерицами Чуста.
— «Дуппи» — очень удобный головной убор, с которым я не расстаюсь уже долгие годы, — говорит пенсионер из Намангана Бахромжон Алиев. — «Дуппи» защищает от солнечных лучей летом и хранит от холода зимой. Как говорится в народе, если мужчина носит тюбетейку, то на него и смотреть приятно.
Снизу тюбетейку обрамляет черная шелковая тесьма, поверх которой вокруг головного убора вышиты волнистые узоры. Каждый из них символизирует собой один из зубцов короны. Всего таких узоров шестнадцать — по четыре с каждой стороны. А значит, каждый обладатель «дуппи» носит на голове подобие королевской короны.
Источник: http://jahonnews.uz/