13.12.2014 Узбекистан, Ташкент — АН Podrobno.uz. Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ на официальном сайте опубликовало промежуточный отчет, в котором изложены предварительные результаты наблюдения за ходом подготовки к парламентским выборам в Узбекистане в декабре.
Отчет включает результаты наблюдения в период со 2 по 11 декабря как со стороны основной группы в количестве 12 человек, расположившейся в городе Ташкенте, так и долгосрочных наблюдателей в количестве 8 человек, осуществляющих мониторинг по всей стране.
Как отмечается в отчете, все расходы, связанные с выборами, финансируются государством. Объем государственного финансирования, выделяемого политической партии зависит от числа зарегистрированных кандидатов. Данная сумма выросла с 1 000 060 сумов (эквивалент 330 евро) на одного кандидата на предыдущих выборах до 4 млн. 833 тысяч сум (эквивалент 1600 евро) на одного кандидата в настоящее время. Частные взносы, в случае их внесения, должны направляться в ЦИК, для равного распределения политическими партиями между всеми кандидатами. ОМНВ БДИПЧ ОБСЕ была проинформирована, что пока частные взносы не получены. Предоставление избирателям финансовых платежей или подарков (т.е. товаров и услуг) во время предвыборных кампаний запрещено.
Предстоящие выборы рассматриваются как важное политическое событие и проходят в условиях конкурентного избирательного климата, чему способствовали поправки в Конституцию, предусматривающие право политической партии, набравшей по итогам выборов наибольшее количестве депутатских мест в нижней палате парламента, предлагать кандидатуру премьер-министра.
Сообщается, что в соответствии с рекомендациями БДИПЧ ОБСЕ по итогам предыдущих выборов в избирательное законодательство Узбекистана были внесены изменения и дополнения. В частности, конкретизированы положения выборного законодательства об избирательной кампании, упорядочена процедура голосования в местах содержания под стражей и досрочного голосования, законодательно закреплено право наблюдателей присутствовать на конференциях Экологического движения Узбекистана по выборам депутатов Законодательной палаты. В качестве улучшения отмечены некоторые поправки к Кодексу Республики Узбекистан об административной ответственности, предусматривающие ответственность за вмешательство в деятельность избирательных органов, невыполнение их решений, нарушение прав кандидатов, доверенных лиц, уполномоченных представителей политических партий, а также условия и порядка проведения предвыборной агитации.
Особо отмечаются последние изменения и дополнения, внесенные в Конституцию страны, в соответствии с которыми был определен статус Центральной избирательной комиссии в качестве конституционного органа, установлены и раскрыты руководящие принципы ее работы – независимость, законность, коллегиальность, прозрачность и справедливость. Подчеркивается, что заседания Центризбиркома являются открытыми для представителей политических партий и средств массовой информации, а также международных наблюдателей, обновлен веб-сайт ЦИК и создан республиканский пресс-центр в целях информирования общественности о ходе избирательного процесса.
По оценкам экспертов БДИПЧ ОБСЕ, организация избирательного процесса проходит в порядке и сроки, предусмотренные законодательством. В частности, сформированы 135 окружных избирательных комиссий и порядка 9000 участковых избирательных комиссий, в которых 44% составляют женщины, определено количество избирателей (20 миллионов 789 тысяч человек), списки избирателей доступны на избирательных участках с б декабря текущего года, Избиратели, проживающие за рубежом, могут проголосовать на 44 избирательных участках, созданных при дипломатических представительствах в 36 странах мира. Говорится также о проведении обучающих мероприятий для членов участковых избирательных комиссий по вопросам законодательства, организации работы участков, реагирования на правонарушения и других.
В отчете говорится, что четыре зарегистрированные партии (Либерально-демократическая партия Узбекистана, Социал-демократическая партия Узбекистана «Адолат», Демократическая партия Узбекистана «Миллий Тикланиш» и Народно-демократическая партия Узбекистана) начали предвыборную агитацию в предусмотренные законодательством сроки, обнародовав свои платформы и программы кандидатов для общественности через электронные и печатные СМИ, а также организацию встреч с избирателями по всей стране, Отмечается, что ЦИК зарегистрировал 535 кандидатов в депутаты, представленных во всех 135 избирательных округах, при этом соблюдена 30% квота для выдвижения женщин в кандидаты в депутаты (одна треть, то есть 170 человек – женщины).
Отмечается, что конкретизация в выборном законодательстве норм о понятии предвыборной агитации, формах и методах ее проведения позволяет политическим партиям осуществлять предвыборную агитацию в соответствии с законодательством. При этом политическим партиям, участвующим в выборах, предоставлено равное количество свободного времени и печатного пространства в государственных СМИ. Она также имеют возможность покупать эфирное время и пространство в государственных и негосударственных СМИ.
Подчеркивается наличие законодательной возможности для политических партий назначать своих уполномоченных представителей с правом участия в подсчете голосов на избирательных участках, а также наблюдателей с правом участия на всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов. В отчете также сообщается, что в Узбекистане законодательно предусмотрено участие наблюдателей от других государств и международных организаций с правом присутствия на всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, в том числе и на заседаниях ЦИК.
Вместе с тем, в отчете также содержатся ряд рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ, касающиеся в частности возможности введения наблюдения за выборами со стороны гражданских организаций, внедрения централизованного регистра избирателей.