Перейти к содержимому
РОО «Национально-культурная автономия узбеков Республики Татарстан»

РОО «Национально-культурная автономия узбеков Республики Татарстан»

Основное меню
  • Портал
  • Главная
  • Об организации
    • Руководство
    • Структура
    • Документы
    • Контакты
  • Новости
  • Медиа
    • Видео
    • Фото
  • Гостевая
  • Главная
  • Новости
  • Уникальная архитектура Ташкента: главное о «Туркестанском модерне»

Уникальная архитектура Ташкента: главное о «Туркестанском модерне»

admin 09.12.2022

В Ташкенте прошла лекция узбекистанского историка-краеведа Бориса Голендера «Туркестанский модерн», организованная Галереей изобразительного искусства Узбекистана.

Главной темой обсуждения стали архитектурные объекты, построенные в новом Ташкенте с конца XIX и начала XX веков.
Дизайн этих зданий сейчас принято называть «Туркестанским модерном». Историк рассказал об их уникальности, схожей планировке Ташкента и двух столиц России, а также о возможности сохранить оставшиеся на сегодняшний день объекты.
Дворец князя Романова в Ташкенте - Sputnik Узбекистан, 1920, 07.12.2022
Сам по себе модерн в архитектуре представляет собой соединение веяний из разных эпох, стран, благодаря чему архитекторы получали асимметричные строения, которые были непонятны современникам, но в то же время гармоничны, — считает узбекистанский историк-краевед Борис Голендер.
Похожие черты можно наблюдать и в «Туркестанском модерне». По мнению историка, он представляет собой архитектурный стиль, в котором проектировали и отстраивали здания российские архитекторы, приехавшие в Туркестан в конце XIX и начале XX веков. Яркими примерами объектов в данном стиле, которые сегодня видел каждый узбекистанец, являются здания Вестминстерского университета, посольства Франции и Министерства внешней торговли.
По мнению Бориса Анатольевича, первое, что бросается в глаза в объектах туркестанского модерна, — это особый цвет кирпича – буро-желтый. Кирпич изготавливали по особой технологии производства на российских заводах, которые стали строить в Туркестане.
Таким образом, получали уникальный по окрасу кирпич. Он не требовал штукатурки и был вечен, если подобрать правильный связующий состав. А вместо штукатурки и украшений для стен зданий использовали фигурную выкладку.
Историк-краевед Борис Голендер - Sputnik Узбекистан, 1920, 07.12.2022
Создателем туркестанской колониальной архитектуры считают русского архитектора и инженера Вильгельма Гейнцельмана. Именно под его руководством были построены многие здания современного Ташкента, к примеру, дворец князя Романова и государственный банк в Ташкенте, которые сохранились и по сей день.
План строительства нового Ташкента предполагал в себе симбиоз двух столиц — Санкт-Петербурга и Москвы. Так, начальную территорию города проектировали по типу Санкт-Петербурга в виде пятиугольной крепости. Улицы располагались по примеру Васильевского и Заячьего островов, а центр города был спроектирован по плану Москвы. Таким образом центральные улицы вокруг сквера до сих пор сохранили уникальную планировку.

Возле сквера во все стороны отходят улицы – радиусы по 16 метров в ширину. И сегодня россияне, приезжающие в Ташкент, с удивлением отмечают, какие в Ташкенте широкие улицы, — говорит Голендер.

Гимназия в Ташкенте. - Sputnik Узбекистан, 1920, 07.12.2022
Однако не только жилые сооружения и управления предприятий отличались туркестанским стилем, но и производственные здания. Наиболее известные из них — это помещение для дизеля, а также Бородинские мастерские, где чинили вагоны конки. По словам историка, для строительства этих объектов использовали тот самый кызыл-киинский буро-желтый кирпич, фигурную выкладку, башенки и чугунные инициалы ТТ – «Ташкентский трамвай».
Коснулся туркестанский модерн и церквей. Так, церкви уникального архитектурного стиля были расположены в разных частях города: на площади Хамида Алимджана, в районе Алайского базара, на проспекте Амира Темура и Площади Независимости.
Католический Собор Святейшего Сердца Иисуса, Ташкент - Sputnik Узбекистан, 1920, 07.12.2022

В процессе совершенствования и расцвета туркестанского модерна произошел обмен опытом и знаниями с российскими архитекторами, которые не только привнесли многое в Туркестан, но и переняли знания у местных специалистов.

Борис Голендер отмечает, что на сегодняшний день объектов «Туркестанского модернизма» остается все меньше. По мнению историка, строить здания в данном стиле уже не получится. Одна из основных причин – прекращение производства кирпича.

Sputnik

Продолжить чтение

Назад: Документальный фильм об истории и обычаях Узбекистана был представлен в Париже
Далее: Коллектив «SharQ» с узбекским танцем стали победителями фестиваля «День иностранного студента»

Посольство Узбекистана в России

4W_bSTYHBEY


bn-of-rt bn-uslugi bn-ufms bn-anrussia bn-prch
 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
© РОО «Ассамблея народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-99 E-mail: an-tatarstan@yandex.ru
ГБУ «Дом Дружбы народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-90 E-mail: mk.ddn@tatar.ru
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57